Систематизация техник бисероплетения

Структурная (естественная) классификация (традиционных) техник бисероплетения

 Владислав Ехлаков

Занимаясь таким видом декоративно-прикладного искусства как бисероплетение, невозможно игнорировать особую правильность его структур, математическую строгость построения форм. Эту особенность нельзя назвать случайной, она имеет прямое отношение к этому виду декоративно-прикладного искусства. К его основным художественным свойствам и средствам художественного выражения. На протяжении цикла статей (см. журнал «Модный/ Модное рукоделие» №№ 5, 6, 7, 10 за 2010 г.) мы пытались показать, что в бисероплетении именно структура как средство художественного выражения и есть техника, что определения феномена техники, сводящие его к технологическим проявлениям неполноценны. При этом мы пытались восстановить нарушенные причинно-следственные связи: сначала мы выбираем структуру плетения как технику — средство художественного выражения, а за тем, сообразуясь с личным мастерством, технико-конструктивными особенностями изделия и прочими условиями выбираем способ (прием) плетения.

Бисероплетение – самобытный вид бисерного рукоделия, вид декоративного – прикладного искусства, технология которого основывается на пронизывающих переплетениях. Притом, что способы плетения похожи на способы плетения безузловых, примитивных сетей, в отличие от других видов рукоделия с применением бисера, он является не только декоративным, но главным образом, конструктивным элементом, благодаря которому возможно существование данной техники; поэтому бисерное низание как вид рукоделия и бисероплетение можно считать равнозначными понятиями. Главным, вне зависимости от способа плетения, является пронизывание бисера или любого другого бусиноподобного материала.

Структурная классификация не может обратить художественное произведение в систему отвлеченных понятий, а призвана помочь систематизировать технико-технологические знания для их сохранения и всестороннего развития. Подобно как это было сделано в текстиле и трикотаже.
Математические закономерности, проявляющие себя в техниках бисероплетения, возможно описать в математических же терминах, используя при систематизации некоторые математические принципы. Так техники бисероплетения можно разделить на несколько типов. Техники делятся по плотности на три типа: первый тип это Строчевое низание – он плотности не имеет, так как это линейное низание. Второй тип: Плотное плетение – этот тип делится на два рода. Третий тип: Ажурное плетение — в него входят ажурные и сетчатые плетения

Типы делятся на роды по принципу изоморфизма. Также роды разделяются на виды. Виды, в свою очередь, на подвиды. В таблице и описании отражены только традиционные техники.


Примечание: Чтобы хотя бы частично снять терминологические проблемы, связанные с автохтонными представлениями происхождения техник, и облегчить понимание принципов структурной классификации, представляем вашему вниманию таблицу в виде дерева и трехъязычный индекс-глоссарий, в котором нами бытующие автохтонные названия, являющиеся сомнительными или неуместными, даны в кавычках. «Низание» и «плетение» приняты нами как синонимы, в силу происхождения техник бисероплетения (см. № 5 за 2010 г.). Традиционными считаются техники, следы которых прослеживаются на протяжении хотя бы последних пятидесяти лет.

Тип: Строчевое низание: «разки» (укр.); ближайший англоязычный аналог “stringing”.
1.1 Род: Строчевое низание: «разки» (укр.); ближайший англоязычный аналог “stringing”.
1.1.1Вид: Строчевое низание: «разки» (укр.); ближайший англоязычный аналог “stringing”.

Примечание:Тип первый — линейное (строчевое низание). Названо нами так по аналогии со «строчевым шитьем», от слова «строчка». Это — самый древний тип, появившийся в доисторические времена, начавшийся с работы бусиноподобными материалами (любыми, где уже имелось или делалось отверстие). При нанизывании бусины (бисерины) образуют прямую линию — низку (см. рис 1). В настоящее время эта техника часто носит лишь вспомогательное значение, как в бисероплетении при изготовлении бахромы кистей, подвесок, в декоративных приемах таких, как «мех», так и в других техниках рукоделия, применяющих бисер, на пример при вышивании
(см. «Рукоделия, основанные на технологии плетения»).

2.Тип: Плотное плетение; «щiльне нанизування» (укр.) употребляется в другом контексте; англоязычный аналог неизвестен.

Примечание: Тип второй — плотное плетение. Этот тип характеризуется, как видно из названия, тем, что бисерины расположены максимально плотно (плотно «упакованы») по отношению друг к другу. Их взаимно-равное расположение можно описать, сказав о каждой отдельной бисерине, что она расположена на вершинах соприкасающихся многоугольников, на которые разбивается (которыми «замещается») поверхность плетения. Такое описание наиболее адекватно отражает, моделирует техники этого типа плетения (см. рис 2 а, б).

2.1 Род: «Мозаичное плетение», «мозаика»; «мозаiка» или «у шахи» (укр.); англ. – см. примечания ниже.
2.1.1 Вид: «Мозаичное плетение»; «мозаiка» или «у шахи» (укр.); “peyote stitch” или “gourd stitch” или “one-drop peyote stitch”, или “one-bead netting”, или “brick stitch”.

Примечание: Англоязычные названия, как “peyote stitch” или “one-drop peyote stitch”, , или “one-bead netting”, “brick stitch” и проч. относятся, очевидно, не к виду техники, а к приемам (установившимся способам) плетения, также как и их русскоязычные кальки. А такие названия как “Apache/Comanche/Cheyenne weave” или “gourd stitch” — носят автохтонный характер.

2.1.1/2.2.1 Подвид смешанная техника: «Сдвоенная мозаика»; укр. аналог не известен; “peyote stitch, two-drop version” (англ.) – 5. Смешанными являются и другие подобные «техники» как, например, «строенная мозаика».

Посмотреть на Яндекс.Фотках

2.2 Род: Прямое плетение; укр. аналог неизвестен; англоязычный аналог неизвестен.
2.2.1 Вид: Прямое «гобеленовое» плетение; укр. аналог не известен; “square stitch” – рис.2а
2.2.1.1 Подвид: «Ёлочка», «ндебеле»; укр. аналог не известен; “ndebele stitch” или “ndebele herringbone stitch”, или “herringbone stitch” (англ.)


Примечание: Такой прием плетения как «ladder stitch» — относится к приемам прямого плетения.

3. Тип: Ажурное плетение; «сiточка» — как обобщеннее названия типа техники(укр.); “netting”, “bead netting” — как обобщенные названия типа техники (англ.) – рис.3б.

Примечание: Тип третий – ажурное плетение. Все техники, относящиеся к этому типу, являются ажурными, сетеподобными структурами. Если представить бисерины расположенными на ребрах многоугольников, из которых состоит замощение, то они оказываются взаимно равнорасположенными (см. рис. 3а, б). Такой способ описания ажурных техник является наиболее адекватным и достоверным (см. № 5 за 2010 г.).

3.1 Род: «Монастырское плетение», «в крестик»; «у хрестик» (укр.); “right-angle weave” (англ.)
3.1.1 Вид: «Монастырское плетение», «в крестик»; «у хрестик» (укр.); “right-angle weave” (англ.)- рис.3а


3.1.1.1 Подвид: «Сетчатое плетение «в крестик», «сетчатое плетение «квадратик»; «сiточка у хрестик» (укр.); укр. аналог и англоязычный термины не известны; — рис.6.

3.2 Род: Сотовое плетение, «ромбик» («ромбик»- неуместное автохтонное название, — см. «Найденная пропажа»); «щiльниковое нанизування» (укр.) употребляется в другом контексте; “netting”, “bead netting” — как обобщенные названия техники (англ.) – рис.3б.

3.2.1. Вид Сотовое плетение, «плетение «ромбик»; «сiточка» (укр.); “hexagon stitch” или “netting”, или “bead netting”, или “three-bead netting”, “triangle stitch” или “triangle weave” (англ.); – рис. 3б.

Примечание: Англоязычные названия “netting”, или “bead netting”, “hexagon stitch” или “three-bead netting”, “lattice netting/ stitch” “triangle stitch” или “ triangle weave” , как и проч. относятся, очевидно, не к виду техники, а к приемам (установившимся способам) плетения, также как и их русскоязычные кальки; — рис.2б

3.2.1.1 Подвид: «Сетчатое плетение «ромбик»; «сiточка» (укр.); “five-bead netting” (англ.); — рис.7, “netting a loop of seven beads”, “seven-bead netting” “five-bead netting”, “lattice netting” (англ.) — рис.7.

Примечание: Автор склоняется к тому, что можно рассматривать эту и некоторые другие «производные» техники, как самостоятельные (!), и их следует классифицировать как самостоятельные(!). Сейчас занимаемое ею место, скорее, отвечает автохтонным представлениям, чем действительности: «Даже Евклид мог бы поучиться у меня геометрии» — говорит пчела в одной известной восточной сказке.

3.2.2 Вид: «Плетение соты» (неуместное автохтонное название); «щiльникове нанизування» (укр.); англоязычный аналог неизвестен.

3.2.2.2 Подвид: «Сетчатое плетение «соты»; украинский и англоязычный термины не известны — рис. 8а.


3.2.1./3.2.2. смешанная техника «фонарик»; «лiхтарик» (укр.); “diamond weave” — рис.9.


За. Подтип: “i”; украинской и англоязычный термины не известны

3а.1. Вид: Плетение «славянка»; украинский и англоязычный термины не известны.

Из этого типа ажурных техник выделяется подтип, который условно можно назвать подтип «i». Его выделение из типа обусловлено тем, Примечание:что большинство замощений, моделирующих традиционные техники бисероплетения, относятся к паркетным замощениям, которыми замощения не исчерпываются. Данный подтип — это систематизирующий класс, в который входят техники, моделируемые периодическими замощениями, паркетами не являющиеся.
Традиционность техники не вызывает сомнений: подобные структуры из жемчуга или рубленого перламутра, хранятся в музеях, как части головных уборов, встречаются изображения структур на различных парсунах 1600-1700гг. – рис.4.


Примечание: Во-первых: схемы даны как-будто мы используем «идеальный бисер» — круглые бусины. Во-вторых: схемы даны с преднамеренными искажениями для облегчения восприятия представленного материала.

Список использованной литературы:
М. Я. Ануфриева «Искусство бисерного плетения» — М.:2002.
Е. М. Литввинец « Чарiвні вiзерунки» — К.: 1985.
Оксана Федорчук « Українськi народнi прикраси з бiсеру» — Львів: 2007.
А. В. Шубников, В.А Копцик «Симметрия в науке и искусстве» — М., Ижевск: 2004.
Юрий Тамберг «Учись соображать» — Екатеринбург: 2007.
В. В. Омельченко «Общая теория классификации» — М.: 2008.
А. А. Ивин «Современная логика» — Фрязино:2009.
С. К. Абач «Современная логика» — Фрязино: 2009.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь.- М.: 2002
Котова И. Н., Котова А. С. «Школа современного бисероплетения»; — С.- П.: 1999.
Людмила Божко «Бисерное плетение: полный курс»; — М.: 2011.
Кишев А.С. «Народные художественные промыслы» — Нальчик: 2001.
C. Crabtree, P. Stallebrass «Beadwork: a World Guide» – London: 2002.
Hektor V. «The art of beadwork” — N.-Y.: 2005.
Larsen J. Lenor «Interlacing» – Tokyo: 1985
Irene Emery «The Primary of Fabrics» – N.-Y.: 2009
Якунина Л.И. Русское шитье жемчугом М 1955
Гачев Г.Д. «Наука и национальные культуры» — Р.-на-Д.: 2009

ха-ха

Добавить комментарий